Помощь в трудной ситуации
Целью деятельности дошкольного образовательного учреждения является выявление семей, находящихся в социально-опасном, трудном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.
Основными задачами деятельности ДОУ по выявлению и учёту семейного неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников;
- предупреждение безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних воспитанников;
- оказание социальной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним воспитанникам;
- проведение профилактической работы с семьями, находящимся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.
Категории семей и детей, требующих особого внимания в ДОУ:
- особенности внешнего вида, клинические симптомы, определённые психические состояния и поведение ребёнка (утомлённый, сонный вид, опухшие веки, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулёз, низкая масса тела и т.д.);
- дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей);
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- отсутствие условий для воспитания детей: работы у родителей (законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищные условия;
- отсутвие связи с ДОУ, невнимание родителей (законных представителей) к успехам ребёнка;
- смерть одного из родителей (законных представителей);
- уход отца/матери из семьи, развод родителей (законных представителей);
- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями (законными представителями);
- семьи, использующие неконструктивные методы воспитания;
- семьи, имеющие детей-инвалидов;
- семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
- многодетные семьи;
- семьи, в отношении членов которых проводилась работа Комиссией по делам несовершеннолетних воспитанников и защите их прав;
- семьи, в составе которых один из родителей инвалид I или II группы;
- возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения свободы;
- беженцы, переселенцы;
- участники (ветераны) специальной военной операции.
Основаниями для постановки на учёт семей являются:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями), иными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних воспитанников) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении и т.д.);
- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;
- вовлечение несовершеннолетних воспитанников в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество и т.д.);
- наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними воспитанниками (признаки физического, психического и иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников дошкольного образовательного учреждения связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогами-психологами и ответственным по работе с семьями "группы риска" проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе, участию в акциях, проектах, конкурсах, детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Семьи детей участников (ветеранов) специальной военной операции
Дети участников (ветеранов) специальной военной операции (в особенности погибших или получивших серьёзное ранение) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований.
В ДОУ №136 г. Липецка организовано психолого-педагогическое сопровождение детей участников (ветеранов) СВО.
Направления работы с детьми участников (ветеранов) СВО включают в себя:
- психодиагностику (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния, углубленная психодиагностика при необходимости);
- просветительскую деятельность (повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие);
- профилактическое направление (разработка и распространение памяток, буклетов, рекомендаций для педагогов ДОУ по вопросам сохранения или восстановления психологического здоровья детей, переживших травматическое событие);
- коррекционно-развивающее направление (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья детей участников (ветеранов) СВО, нормализацию межличностных отношений, развития чувства безопасности и преодоления неуверенности в себе).